С 1 января 2026 года в закон № 44-ФЗ вступят в силу изменения, расширяющие основания для отклонения заявки участника и отказа от заключения контракта.
Теперь любая недостоверная информация, представленная участником на этапе оценки конкурсной заявки, может послужить основанием как для отклонения такой заявки, так и для отказа от заключения контракта. Кроме того, статья 43 закона дополнена новой нормой, согласно которой участник несет ответственность за последствия подачи недостоверных сведений, включая действия, совершённые на их основании.
В действующей редакции закона заказчик уже имеет право:
Однако ранее в законе отсутствовало прямое основание для отказа, если недостоверные сведения были предоставлены именно для оценки заявки по конкурсным критериям, а не в части требований к участникам. Сейчас у заказчика есть лишь два рабочих дня на проверку такой информации (ч. 3 ст. 48), и, если в этот срок недостоверность не установлена, участник сохраняет статус победителя.
Что изменится:
Теперь заказчик сможет отклонить победителя даже после завершения оценки, если обнаружится, что его победа основана на ложных сведениях — например, при завышенной квалификации. Это позволит исключать из закупок недобросовестных участников, даже если ошибка или обман были выявлены уже после подведения итогов конкурса.
Теперь любая недостоверная информация, представленная участником на этапе оценки конкурсной заявки, может послужить основанием как для отклонения такой заявки, так и для отказа от заключения контракта. Кроме того, статья 43 закона дополнена новой нормой, согласно которой участник несет ответственность за последствия подачи недостоверных сведений, включая действия, совершённые на их основании.
В действующей редакции закона заказчик уже имеет право:
- отклонить заявку или отказаться от заключения контракта — в любое время до подписания контракта (ч. 9 ст. 31, подп. «б» п. 1 ч. 15 ст. 95);
- в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта, если он уже заключён и выявлены нарушения.
Однако ранее в законе отсутствовало прямое основание для отказа, если недостоверные сведения были предоставлены именно для оценки заявки по конкурсным критериям, а не в части требований к участникам. Сейчас у заказчика есть лишь два рабочих дня на проверку такой информации (ч. 3 ст. 48), и, если в этот срок недостоверность не установлена, участник сохраняет статус победителя.
Что изменится:
Теперь заказчик сможет отклонить победителя даже после завершения оценки, если обнаружится, что его победа основана на ложных сведениях — например, при завышенной квалификации. Это позволит исключать из закупок недобросовестных участников, даже если ошибка или обман были выявлены уже после подведения итогов конкурса.