Этот сайт использует Cookies для хранения данных, продолжая работу с сайтом, вы даете на это согласие.
Принять и продолжить
Статьи
Будет ли распространять (с учетом предполагаемых изменений) свое действие 223-ФЗ на деятельность не только региональных операторов, но и операторов по обращению с ТКО, с которыми у регионального оператора заключено соответствующее соглашение (договор)?

С учетом планируемых изменений, 223-ФЗ будет распространяться на тех операторов, которые осуществляют регулируемые виды деятельности.

В соответствии со ст. 24.8 Федерального закона № 89-ФЗ к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

- обработка
- обезвреживание
- захоронение ТКО
- оказание услуг по обращению с ТКО региональными операторами
- энергетическая утилизация.

То есть, в сферу действия 223-ФЗ в новой редакции не попадает деятельность по утилизации и транспортировке ТКО (т.к. эта деятельность не отражена в 89-ФЗ как регулируемая) лицами, не являющимися региональными операторами.

Таким образом, распространяется ли 223-ФЗ в новой редакции на подрядчиков (субподрядчиков) региональных операторов, зависит от того, какой вид деятельности они осуществляют.

Если подрядная организация осуществляет транспортировку и/или утилизацию ТКО, то 223-ФЗ на них не распространяется. Если подрядная организация осуществляет регулируемый вид деятельности в области обращения с ТКО - 223-ФЗ на них распространяется.

Должен ли заказчик документально обосновывать начальную максимальную цену договора?

До настоящего времени такого требования в отношении закупок по 223-ФЗ не было. Но в 2021 году заказчиков обяжут обосновывать начальную максимальную цену договора, а также цену за единицу товара, работы, услуги. В настоящее время законопроект принят Государственной Думой в первом чтении. После принятия закона заказчикам необходимо будет в течение 90 дней со дня вступления поправок в силу внести изменения в Положение о закупке.

Обязан ли заказчик проводить закупки в электронной форме? Или можно все закупки проводить в бумажной форме?

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона № 223-ФЗ Правительство Российской Федерации определяет перечень товаров, работ и услуг, закупка которых должна осуществляться в электронной форме.

Такой перечень установлен ПП РФ от 21.06.2012 № 616. Все товары и услуги, включенные в данный перечень, должны в обязательном порядке закупаться заказчиком в электронной форме. Также согласно действующим нормам 223-ФЗ в электронной форме должны осуществлять конкурентных закупки, участниками которых могут быть только субъекты МСП.

Более того, в соответствии с положениями закона № 223-ФЗ только в электронной форме проводятся закупки такими способами как запрос котировок и запрос предложений.

ФАС России в письме от 02.07.2014 № АЦ/26473/14 разъясняет: «…в качестве закупки в электронной форме может рассматриваться обмен электронными документами между заказчиком и участником закупки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к определенному способу закупки, установленными в положении о закупке».

Учитывая организационно-правовые цели проведения электронных торгов, заказчик должен предусмотреть прозрачный механизм их организации, в том числе обеспечить информационное сопровождение торгов, а также порядок подачи участниками заявок таким образом, чтобы исключить какую-либо неопределенность в правах участников.

При закупке в электронной форме информация о закупке размещается на электронной торговой площадке, на которой проводится закупка. Таким образом, проведение закупки обеспечивается оператором электронной торговой площадки (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда (г. Москва) № 09АП-25393/2016 от 04.07.2016).

Несоблюдение обязательной электронной формы закупки влечет риски признания процедуры и заключенного по ее результатам договора недействительными, а также вероятность привлечения юридического лица и должностных лиц к административной ответственности.

Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с 223-ФЗ должна осуществляться в электронной форме, в иной форме — это нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 30 тыс. руб., а на юридических лиц — от 100 до 300 тыс. руб. Если же данное нарушение совершается должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за это нарушение уже более 2 раз, то на это лицо накладывается административный штраф в размере от 40 до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 6 мес. до 1 года.

Ответственность за наиболее часто встречающиеся нарушения 223-ФЗ:
За каждый вид правонарушения установлены минимальный и максимальный размер штрафа. На его размер в конкретном случае влияют, в частности, характер правонарушения, наличие смягчающих или отягчающих обстоятельств (ч. 1, 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Нарушение предусмотренных 223-ФЗ сроков размещения в ЕИС информации о закупке. Это нарушение наказывается наложением административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 5 тыс. руб.; на юридических лиц — от 10 до 30 тыс. руб. За нарушение сроков размещения изменений, вносимых заказчиками в свои положения о закупке штраф на должностных лиц составляет от 5 до 10 тыс. руб., а на юридических лиц — от 10 до 30 тыс. руб.

В случае, когда необходимая информация вообще не размещается, заказчика ожидает административный штраф на должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. руб.; на юридических лиц — от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

Вас могут оштрафовать, если вы не разместите: извещение о закупке, документацию о закупке и изменения, вносимые в них, разъяснения документации о закупке, протоколы, изменения, вносимые в положение о закупке, план закупки, ежемесячный отчет о количестве и общей стоимости заключенных договоров, годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг у СМСП.

Несоблюдение предусмотренных 223-ФЗ требований к содержанию извещений о закупке и (или) документации о закупке. Это нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тыс. руб.; на юридических лиц — от 5 до 10 тыс. руб. Примеры – не заполнена какая-либо позиция в извещении.

Предъявление требований к участникам закупок, к закупаемым ТРУ и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. За данное нарушение положен административный штраф на должностных лиц в размере от 2 до 3 тыс. руб., штраф на юридических лиц может составить от 5 до 10 тыс. руб.

Нарушение наказывается штрафом от 5 тыс. до 10 тыс. руб. для заказчика и от 2 тыс. до 3 тыс. руб. - для должностного лица.

Неисполнение в срок требования контрольного органа об устранении нарушений наказывается штрафом от 300 тыс. до 500 тыс. руб. для заказчика и от 30 тыс. до 50 тыс. руб. - для должностного лица.

Вас могут привлечь к ответственности в течение одного года с момента совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Если нарушение длящееся, то вас могут привлечь в течение одного года с момента, когда обнаружат нарушение (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

Для получения более подробной информации об административной ответственности, установленной за нарушения в сфере закупок по Закону N 223-ФЗ см. приложение.

Можно ли осуществлять закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ?

Запрета, лимитов и ограничений для закупок у единственного поставщика в 223-ФЗ нет. Но практика, по которой все закупки или их большую часть проводят без конкурентных процедур, нарушает цели и принципы Закона № 223-ФЗ.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ установлены принципы закупки товаров, работ и услуг, в том числе такие, как: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Применение любого из предусмотренных положением о закупке способов закупки должно быть реализовано с учетом названных принципов. Из анализа судебной практики следует, что использование такого способа закупки, как закупка у единственного поставщика, возможно только в случае, когда применение конкурентных способов закупки является невозможным либо экономически нецелесообразным (существует объективные препятствия технологического или экономического характера, не позволяющие провести закупку конкурентным способом)

Осуществление заказчиком закупок преимущественно у единственного поставщика, может расцениваться, как действия, ограничивающие доступ лиц, претендующих на заключение договора, к участию в закупке, то есть нарушающими требования ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 223-ФЗ, а также принципы, установленные ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ.

Когда и на какой срок нужно опубликовать план закупок?

Поскольку моментом перехода юрлица на осуществление закупок по Закону № 223-ФЗ признается момент размещения в ЕИС положения о закупках, то план закупок формируется с момента опубликования положения и на срок не менее 1 года.

Если мы, как Заказчик, являемся сами СМП, то к нам не применяется требование к закупкам у СМП. Верно?

На заказчиков, являющихся субъектами МСП, не распространяется требование о соблюдении доли закупок у субъектов МСП.








В начале года мы провели несколько обучающих вебинаров для новоиспеченных заказчиков - региональных операторов ТКО. Слушателей было много, а вопросов еще больше! Поэтому для всех интересующихся создали своеобразный FAQ: читаем, пополняем багаж знаний, которые потом применим на практике.