Этот сайт использует Cookies для хранения данных, продолжая работу с сайтом, вы даете на это согласие.
Принять и продолжить
Статьи
В этой статье мы подготовили для вас обзор практики Федеральной антимонопольной службы РФ по жалобам поставщиков на действия заказчиков. По каждому решению ФАС мы кратко, но емко изложили суть дела и решения и сформулировали выводы, которые помогут вам в повседневной практике участия в закупках.
Решение ФАС России от 08.12.2020 № 223ФЗ-949/20

Суть дела: в ФАС России поступила жалоба на действия заказчика (публичного акционерного общества) при проведении конкурентной процедуры закупки в соответствии с Законом 223-ФЗ. Заказчик установил в документации, что субподрядчик, привлекаемый участником закупки должен соответствовать тем же требованиям, что и участник закупки.

Суть решения: комиссия ФАС решила, что такое требование является вмешательством в хозяйственную деятельность исполнителя по договору, что ставит участников закупки в зависимость от волеизъявления заказчика. Кроме того, в соответствии с положениями Закона 223-ФЗ, заказчик вправе установить требования исключительно к участникам закупки. Таким образом, условия и порядок привлечения третьих лиц - субподрядных организаций устанавливаются исполнителем по договору самостоятельно, без согласования с заказчиком. Действия заказчика противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона 223-ФЗ.

Вывод: если заказчик установил в документации требования к субподрядчикам (соисполнителям), такие действия заказчика можно обжаловать в ФАС.


Решение ФАС России от 21.12.2020 № 223ФЗ-983/20

Суть дела:
в ФАС России поступила жалоба на действия заказчика (акционерного общества) при проведении конкурса в соответствии с Законом 223-ФЗ. Согласно доводам жалобы, заказчик установил неисполнимые сроки выполнения проектных работ.

Суть решения: комиссия ФАС России установила, что необходимый срок согласования для разработанной проектной документации составлял 197 дней, что превышало срок, установленный заказчиком на согласование и выполнение проектных работ. Комиссия указала, что предельные сроки для получения заключений, согласования условий присоединения и пр. установлены законодательно. Таким образом, довод жалобы о неисполнимости сроков нашел свое подтверждение. Действия заказчика нарушают требования пункта 3 части 9, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона 223-ФЗ.

Вывод:
при установлении сроков исполнения договора заказчик должен учитывать сроки, установленные на прохождение обязательных процедур, предусмотренных законодательством РФ.
Решение ФАС России от 19.01.2021 № 223ФЗ-9/21

Суть дела: в ФАС России поступила жалоба на действия заказчика (акционерного общества) при проведении конкурса в соответствии с Законом 223-ФЗ. Заказчик установил в документации требование о наличии у участника опыта оказания аналогичных услуг стоимостью не менее 10% начальной цены договора. Кроме того, согласно документации, участник должен владеть специальными материально-техническими ресурсами.

Суть решения: контрольный орган учел, что конкурс предназначался для субъектов малого и среднего предпринимательства, а установленное заказчиком требование ограничивает возможность участия в закупке только что созданных субъектов СМП, не обладающих опытом по предмету конкурса. Таким образом, комиссия ФАС России выявила противоречия документации с пунктом 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона 223-ФЗ, а также нарушение пункта 9 части 10 статьи 4 Закона 223-ФЗ.

Следует отметить, что в практике есть и другой подход к решению вопроса о правомерности установленного заказчиком требования об опыте. Если требование соответствует положению о закупке и не влияет на конкуренцию, такое требование установить допускается (см., например, Решение Курского УФАС России от 23.09.2020 по делу № 046/07/3-541/2020).

Вывод:
если заказчик установил в документации требования о наличии опыта и материальных ресурсов, такие требования должны быть обоснованными и не противоречащими положению о закупке. В противном случае можно направить запрос о разъяснении положений документации или обратиться в контрольный орган с соответствующей жалобой.